Все врут календари
Однако рыболовам, которые еще не успели вдоволь насладиться зимней рыбалкой, от этого нисколько не легче. За три недели на многих водоемах лед достиг полуметровой толщины, а клев рыбы, в основном окуня, сделался крайне капризным. В большинстве случаев поклевка «полосатого» выглядит как легкая подцепка лески за край лунки или как едва заметный прижим кивка. Чуть зазевался с подсечкой – и прощай трофей.
А вот плотва, которая у рыболовов-зимников всегда считалась рыбой привередливой, требующей соблюдения каких-то особых правил проводки приманки и тщательного подбора мормышек, этой зимой демонстрирует чудеса активности. Поклевка ее всегда четкая: или резкий прижим кивка, или серия четких ударов по приманке, на которые всегда можно вовремя отреагировать. Но, к сожалению, плотва в наших водоемах совсем не является главной зимней рыбой. Так что с каждым днем рыбалка становится все более трудовой: количество пробуренных за день лунок растет в геометрической прогрессии, а вот уловы, как по качеству, так и по количеству, заметно отстают.
И вот, в самый разгар глухозимья, родилась у меня идея провести своеобразный «краш-тест» календарям, в которых отмечены дни, когда рыба клюет хорошо, а когда на рыбалку лучше не ходить. Календари эти, как известно, построены на фазах Луны. Согласно существующей теории, активность живых организмов на Земле сильно привязана к этим самым фазам. С этим спорить глупо. Однако есть в этих календарях некоторое расхождение с моим личным опытом. Так, почти все календари рыбы рекомендуют, как самые клевые, те дни, когда Луна находится в первой четверти. Потом высокая активность рыбы наблюдается в первые два дня после полнолуния. А вот все остальное время вероятность хорошего клева плавно изменяется от достаточно высокой до практически нулевой. Для меня же лучшими, в плане клева, всегда считались сходные дни.
Еще одним «козлом отпущения» успеха или неуспеха на рыбалке, особенно для зимних рыболовов, считается атмосферное давление, вернее скорость и направление его изменения. Каждый рыбак знает, что если давление слабо падает: от нормального и ниже – это всегда хорошо. Если оно растет – это несколько хуже, но не критично. А вот если атмосферное давление зашкаливает, или вверх, или вниз – это катастрофа. Рыба не движется, не питается и вообще, неизвестно куда из водоема девается.
Так вот, этой зимой мне представилась уникальная возможность проверить, какой из вышеперечисленных факторов оказывает более фатальное значение на клев рыбы. Получилось так, что в конце января – начале февраля оба этих фактора наложились друг на друга. Целых две недели над Полесьем царил мощнейший арктический антициклон, который вместе с лютыми морозами принес нам запредельное атмосферное давление в 760-755 мм. рт. ст. А когда антициклон был в самой силе, случилось новолуние. Самое время заняться экспериментами.
После пика морозов первый раз на разведку я отправился 29 января. В этот день температура воздуха даже в полдень не поднималась выше -15 градусов, а атмосферное давление держалось на отметке в 765 мм. рт. ст. Согласно лунного календаря 29 января на рыбалку можно было не ходить.
Рыбачить довелось на одном из плесов реки Ипа. Первые два часа рыбалки прошли почти впустую. Рыба клевала крайне вяло, да и размерчик вылавливаемых окуней годился разве что для живца. Понятно, что всегда голодная мелочь не сильно обращает внимание на всякие там неблагоприятные дни и поэтому клюет постоянно. А вот рыбу покрупнее ни что не интересовало. Я уже был готов поверить во все предписания календарей и предсказания синоптиков, но тут вспомнил еще один зимний закон. В эту пору 90% рыбы обитает на 10% площади водоема. Это был мой единственный шанс на победу. И я его решил использовать.
Начались бесконечные переходы, которые сопровождались сверлением большого количества лунок. Одно, второе, третье место – все та же мелочь. Просверлено около полусотни лунок. Конечно, финский бур Heinola Speedrun Comfort диаметром 115 мм сильно облегчает этот процесс, но и толщина льда где-то под 40 см. Ближе к полудню набредаю на небольшой бочажок. Сверлю несколько лунок, и в каждой из них вижу по несколько уверенных поклевок. Счет увесистым окуням открыт! Словно гончий пес, почуявший добычу, я начинаю искать свою рыбу и нахожу ее в месте, где старица сливается с основным руслом реки. Путь в 300 метров я преодолел приблизительно за полтора часа. Примечательно, что всего в 30 метрах от этого места расположилась группа рыболовов, которые явно скучали над своими лунками. А продвинься они немного дальше… До самого вечера я наслаждался отменным клевом рыбы.
Финалом этой рыбалки явились около 3 кг отборных окуней, которых мне удалось поймать за 2 часа на «пятачке» размером 30 на 30 м, около сотни просверленных лунок, более 3-х, протопанных по заснеженному льду километров и еще большая уверенность в том, что данные прогноза клева, мягко говоря, не совсем точные.
В следующий раз на рыбалку удалось вырваться через неделю: 4-го февраля. К этому времени морозы слегка спали, но по утрам все еще приближались к отметке -20 градусов. Атмосферное давление было стабильно высоким: 755 мм. рт. ст. А вот календарь предвещал хороший клев рыбы. Был 3-й день новолуния. Рыбачить снова довелось на плесах реки Ипа.
Впечатления от прошлой рыбалки еще свежи в памяти, так что первым делом проверяю мой счастливый «пятачок». Рыба клюет, но того азарта, что был в прошлый раз, нету. Достав из воды на лед несколько окушков размером с вытянутую ладонь, принимаю решение, как и в прошлый раз, побегать. Впереди, на протяжении около полутора километров, тянется однообразный ландшафт, про который говорят: «Глазу не за что зацепиться». В самом конце плеса над лунками сидят несколько рыболовов, но у них все та же мелочь. Располагаюсь неподалеку от них и я. Знаю, что глубина под лункой небольшая, но приманка никак не «упрется» в грунт. Течение – этот бич рыболовов-мормышечников, лишает нас очень многих перспективных мест. Вот и сейчас, видимо, придется менять место. Но не успела мормышка «проползти» по дну и 30 см, как я увидел четкую поклевку. Окунь попался на крючок со второй попытки. Все, лунка замолчала.
Сверлюсь ближе к берегу. И сразу попадание на рыбу! Окунь стоит на течении по границе прошлогодней травы. За один подход из лунки извлекается 8 рыбин, большинство из которых имеют вполне товарный вид. Сверлю лунки по этой же линии. Рыба клюет почти в каждой из них: ближе к берегу попадается преимущественно «матросня», а вот на струе стоят окуни весом от 100 до 300 г. Таких ловить приятно.
Увлеченный рыбалкой, я не сразу замечаю, как меня окружили несколько местных рыболовов. Сначала они все плотнее «сжимали кольцо блокады», но результата так и не добились. Потом один из них попросил меня показать мормышку. Я с удовольствием предъявил им свою коричневую «лесотку». После этого, посовещавшись, рыбаки вернулись на свои прежние позиции. Видимо, решили, что у них нет такой мормышки, а все дело в ней. Однако, и сегодня количество поклевок было прямо пропорционально количеству пробуренных лунок. Единственное, что я мог противопоставить исключительной пассивности окуня, это осмысленный активный его поиск.
Около 16 часов поклевки вообще прекратились. Снова, как и в прошлый раз, мне удалось наловить около 3-х килограммов отборных окуней. На фоне успехов соседей этот улов был просто великолепным. Да и моя уверенность в том, что не всегда нужно слушаться календари, возросла еще больше.
Третья рыбалка состоялась буквально на следующий день. Морозы уменьшились, но утром термометр показывал еще -12 градусов. Атмосферное давление начало слабо падать, но все еще оставалось очень высоким: 752 мм. рт. ст. А вот Луна сегодня обещала клев посредственный. Согласно календарю, последний день перед сменой фаз небесного светила, активности рыбы не предвещал.
Рыбачу на старице с красивым названием Березица. Зимой от дома до нее можно добраться только пешком. Это около получаса быстрым шагом. Если бы в начале сезона не приобрел себе комплект современной зимней одежды (костюм Norfin Extreme 3 и комплект термобелья), ни за что не решился бы на такой переход. И как это я в молодости ходил еще дальше в валенках, ватных штанах да в тулупе?
Рыбу обнаружил после часа активных поисков. Окунь, вперемежку с плотвой, стоял вдоль подводной возвышенности и отзывался на легкую неторопливую игру приманки. Из одной лунки удавалось достать на лед 1-3 рыбины.
Поклевки были столь деликатными, что часто случались сходы, после которых приходилось отправляться на поиски очередной клевой лунки. Поняв систему расположения рыбы в этой старице, я намеренно начал искать перепады глубины. Сверля лунки «квадратно-гнездовым методом», я подольше задерживался над одними, в других же делал всего 2-3 контрольных проводки. Эта тактика приносила мне то окуня, то плотвицу, а то и ерша. К моему удивлению, «король ухи» не брезговал и безнасадочной мормышкой. В общем, особого клева сегодня не было, но к закату солнца в моем ящике лежала все та же «норма» в 3,5 кг отборной рыбы. Правда, при этом пришлось просверлить около 80 лунок в толстом, почти полуметровом льду.
Выводы:
- Если зависимость клева рыбы от фаз луны и существует, то в современных календарях она отражается безобразно. Каждое издание трактует этот закон по-своему, и какой-то системы я не заметил.
- Изменение атмосферного давления (в моем эксперименте оно слабо уменьшалось) более понятный фактор. И к показаниям барометра следует прислушиваться.
- Зимой очень четко работает закон: 90% рыбы сосредоточено на 10% площади водоема и задача рыболова – отыскать эти 10%. Приманки, способы их презентации – все это вторично. Если рыба под лункой есть – она обязательно себя проявит.
Не ленитесь ходить на рыбалку, и очень скоро у вас сформируется свой календарь, основанный на личном опыте, интуиции и желании поймать свою рыбу.
Свежие комментарии